Глава 1. Омск — тыловой город
Вернуться на главную
Омск, который ещё в XIX веке был городом военных и чиновников, в XX столетии стал городом фабрик и заводов. Они превратились в неотъемлемую часть жизни, вросли в ткань улиц и районов.
Боевое прошлое омских заводов
Предлагаем вам приподнять завесу времени и посмотреть на то, как в сложнейшее время ценой усилий и невероятного героизма строился промышленный пояс Омска.
Первые эвакуированные предприятия начали прибывать в наш город в 1941 году. То, что местом эвакуации многих важнейших для страны заводов выбрали Омск, отнюдь не случайность. Столица Прииртышья к тому моменту уже была активно развивающимся промышленным городом: выпуск продукции вырос в 30 раз; меньше чем за 30 лет выросла доля таких значимых отраслей, как машиностроение и металлообработка. Поэтому город был готов не только принять предприятия из европейской части России. Один из немногих, он обладал достаточным потенциалом, чтобы позволить им развернуться и наращивать выпуск военной продукции, от которой в то время в прямом смысле слова зависело выживание страны.

Помещения для новых заводов строили стахановскими темпами. Так, первые корпуса для эвакуированного из Запорожья завода имени Баранова возвели и запустили всего за три недели. В мирное время срок строительства таких объектов мог достигать полугода.

Всего за годы войны Омская область приняла порядка ста промышленных предприятий, треть из них обосновалась в Омске. Такой масштаб ставил перед городскими властями сложную задачу, ведь мало построить новые цеха — для заводов требовалось в буквальном смысле перестроить весь город.
Так, мощность городских ТЭЦ за несколько лет увеличили в три раза. Город связала сеть асфальтированных дорог, ведь на предприятия нужно было сначала завезти ценное оборудование, а затем вывозить продукцию, в числе которой были взрыватели, оптика и электрическое оборудование для военной техники. Ничто из этого нельзя было везти по брусчатке или ухабам. Для перевозки продукции омских заводов переоборудовали даже пассажирские трамваи.

Вместе с заводами в город прибывали рабочие и их семьи, так что другой важной задачей было обеспечить их жильём. Шутка ли: с 1939 по 1956 год население Омска выросло вдвое — с 288 до 505 тысяч человек. Для них необходимо было построить не только жильё, но и больницы, школы, магазины.

В результате трудового подвига рабочих в предельно короткие сроки Омск получил полностью функциональный оборонный комплекс, который немедленно приступил к выпуску продукции. За годы войны на омских предприятиях произвели 100 тысяч прицелов для снайперских винтовок, 15 тысяч авиационных двигателей, больше трёх тысяч истребителей и семи тысяч танков. Советская армия воевала на автомобилях, покрышки для которых производил единственный в стране шинный завод.

Вклад омских рабочих в победу оценили на самом высоком уровне: в 2021 году президент России Владимир Путин присвоил Омску звание Города трудовой доблести.
Госпитали
Здания, которые сегодня служат мирным целям, когда-то принимали раненых солдат.
Омск и Омская область во время Великой Отечественной войны были в числе основных пунктов развёртывания эвакуационных госпиталей, куда бесконечным потоком шли эшелоны с ранеными. В нашем регионе медики спасли жизни многим тысячам бойцов Красной Армии. Также область приняла десятки эвакуированных из западных областей страны предприятий, учебных заведений, театров, музеев и сотни тысяч беженцев.

За годы войны в Омск прибыло 562 военно-санитарных поезда. Впервые раненых привезли в наш город 22 июля 1941 года. Одновременно могли прибывать по пять-шесть поездов, в каждом из которых было по 500–600 тяжелобольных. Эшелон состоял из 20 вагонов, помеченных красным крестом и номерами. На разгрузку эшелона давалось 1,5–2 часа.

Уже к осени 1941 года в области насчитывалось 42 госпиталя, из них 21 — в Омске. Раненых доставляли в сортировочные госпитали машинами и специально оборудованными трамваями. Эти госпитали имели большой санитарный пропускник, несколько перевязочных, операционную, службу переливания крови, вспомогательные диагностические и лечебные отделения.
Имена омских медиков: майора медицинской службы, помощника начальника фронтового лечебного отдела эвакопункта №46 (МЭП) Валентины Бисяриной, майора медицинской службы, начальника эвакогоспиталя №1253 Полины Тимохиной, майора медицинской службы, командира медицинской роты 76-го медико-санитарного батальона 57-й мотострелковой дивизии Николая Макохи — увековечены в названиях улиц нашего города.
В них работали преподаватели Омского мединститута и эвакуированного из столицы 2-го Московского медицинского института. В Омск прибывали в основном тяжелораненые, 70% из них — с высокой степенью увечья. Благодаря напряжённому труду медиков во время войны вернулись в строй 72,5% раненых и 90% больных. Всего в омских госпиталях медиками было проведено 43 845 операций.
На сегодняшний день в Омске работают всего два госпиталя: 425 Военный госпиталь на улице Гусарова и госпиталь для ветеранов войн на Гусарова.
Одной из первых сдала кровь для спасения раненых сестра-хозяйка станции переливания крови М. М. Ларькина, получившая впоследствии нагрудный знак «Почётный донор» и сдавшая в течение жизни более ста литров крови.
В учреждениях и организациях города постоянно проводились беседы, лекции о донорстве, слушатели записывались в доноры тут же, по окончании лекции.

Омская станция переливания крови стала важнейшим звеном в обеспечении действующей армии консервированной кровью. В первые три месяца войны на фронт было направлено 24 тысячи доз крови. Также с декабря 1942 года станция должна была каждые пять дней отправлять в Москву 100 литров лечебной сыворотки. При станции переливания крови оборудовали лабораторию, операционную комнату и комнату отдыха. Приём доноров производился ежедневно с 08:00 до 20:00.
Решение о его организации было принято постановлением Омского обкома ВКП(б) от 24 июня 1941 года. Первым начальником госпиталя назначили майора медицинской службы Абрама Когана, военным комиссаром — капитана Андрея Горбунова. Именно они приступили к укомплектованию личного состава госпиталя и оснащению служб, а также к подготовке к приёму раненых.

Ведущим хирургом эвакогоспиталя до конца войны был Борис Виноградов. Он выполнял сложнейшие операции при черепно-мозговых травмах и ранениях периферической нервной системы, оперировал по 18 часов в сутки, обучал молодых хирургов. Виноградов не дожил до победы 16 дней и скончался в 63 года от обычной простуды.

За годы войны госпиталь принял на лечение более 50 тысяч солдат и офицеров, из них 37 тысяч вернулись на фронт. Однако раненые продолжали поступать и после войны. В декабре 1945 года эвакогоспиталь №1494 был реорганизован в госпиталь инвалидов Великой Отечественной войны.
Омские госпитали были одними из лучших в стране
Тысячи омичей сдавали кровь для восстановления здоровья раненых
Головной эвакосортировочный госпиталь №1494 на 600 коек был сформирован 2 июля 1941 года
А. И. Коган
Н. С. Макоха
В. П. Бисярина
П. П. Тимохина
сдали в 1944 году 1312 доноров Красного Креста
Омские заводы сквозь десятилетия
Не секрет, что в годы Великой Отечественной в Омск эвакуировали десятки предприятий. Мы предлагаем погрузиться в историю и узнать, как именно появились в нашем городе заводы, которые с тех пор стали символами Омска и без которых город сложно представить, как рождались героические названия, знакомые каждому омичу.
Полёт
Завод, который в наши дни является одним из крупнейших машиностроительных предприятий России и филиалом ФГУП «ГКНПЦ им. М. В. Хруничева», появился в самом начале войны — 24 июля 1941 года на основе эвакуированных из Москвы серийного авиазавода 81 и опытно-конструкторского завода 156, а также омского авиазавода 166. Строительство последнего началось ещё до войны, в 1939 году, к моменту эвакуации успели построить четыре корпуса, что позволило оперативно наладить выпуск самолётов. Вместе с заводом в Омск прибыло знаменитое конструкторское бюро Андрея Туполева.
Электроточприбор
Предприятие, которое сейчас занимается выпуском светильников и электроприборов, в войну производило взрыватели для мин и элементы радиоприборов. Официальная дата основания завода — 1 сентября 1941 года. Его создали на основе эвакуированных в Омск Киевского завода электротехнической аппаратуры и Краснодарского завода измерительных приборов. Прибывшие в наш город сотрудники оперативно развернули производство, и уже к началу 1942 года каждая советская мина оснащалась взрывателем с омского завода.
Омсктрансмаш
Нынешний завод транспортного машиностроения, известный на всю Россию производитель танков, является потомком сразу нескольких предприятий, перебазированных в Омск. В их числе — Ворошиловградский (ныне Луганск) паровозостроительный завод, Конотопский паровозовагоноремонтный и Брянский паровозостроительный. Однако в ноябре 1941 года от «паровозного» прошлого решено было избавиться, переориентировав завод на выпуск танков. Этому помогла и эвакуация Ленинградского завода 174, занимавшегося производством танков, который также присоединился к будущему Омсктрансмашу.
Шинный завод
Знаменитую «Омскшину» тоже начали строить до войны, в 1938 году. Благодаря этому, когда в ноябре 1941 года в Омск начали прибывать сотрудники и оборудование с Ленинградского и Ярославского шинных заводов, помещения для них не пришлось строить с нуля. Однако, чтобы запустить производство как можно быстрее, рабочим пришлось проявлять чудеса героизма. Отработав 12-часовую смену, они шли на разгрузку техники. Медлить было нельзя, ведь омский завод оставался единственным в стране производителем покрышек. Благодаря подвигу рабочих производство удалось начать уже в феврале 1942 года.
Завод Баранова
Омское моторостроительное конструкторское бюро прибыло в наш город с территории Украины, из Запорожья. Авиационный завод имени Баранова начал эвакуацию в Омск 12 августа 1941 года, а уже 7 ноября было произведено первое испытание собранного в нашем городе двигателя. К январю 1942 года производство развернулось в полную силу. За образцовое выполнение заданий по серийному производству моторов завод был награждён в 1944 году орденом Трудового Красного Знамени, а в 1945 году — орденом Ленина.
«В годы Великой Отечественной войны Омск был центром Сибири по формированию воинских соединений и частей. Наши деды и прадеды всегда показывали глубину своей любви к Родине и готовность ради неё преодолевать любые испытания».
Виталий Хоценко,
губернатор Омской области