Глобальное обновление:
как нацпроект «Образование»
преобразил школы
Указ президента России о национальных целях развития страны до 2030 года дал толчок новому витку развития отрасли образования. В Омской области наряду с новыми современными школами появились «Точки роста», кванториумы, IT-кубы. Школьники становятся чемпионами, осваивают дроны, робототехнику, лучше усваивают программу, участвуют в олимпиадах, завоёвывают призовые места и понимают, кем хотят стать в будущем.
Направления нацпроекта «Образование»:
Строительство школ
Возможность исследований
Углублённое изучение дисциплин
Знакомство
с техническими профессиями
Модернизация образовательных учреждений
Нехватка мест в образовательных учреждениях
Первая и самая важная опция президентского нацпроекта «Образование» — строительство новых школ. Решение этой задачи позволяет снять нагрузку с образовательных учреждений.
Переполненность школ долгое время была актуальна для омского микрорайона Амурский-2, где дети учились в две, а то и в три смены. Но в 2020 году благодаря нацпроекту ситуация изменилась. Здесь ввели в эксплуатацию здание средней общеобразовательной школы № 30 (сейчас — №96) на 1122 места.
Здание рассчитано на 50 классов начальной, основной и старшей школы. В нём предусмотрены:

· комнаты для групп продлённого дня;
· спальни для младших групп;
· актовый зал на 500 мест;
· пять спортзалов;
· библиотека с книгохранилищем и читальным залом;
· музей;
· столовая на 570 мест;
· два лифта.
В 2023 году новая школа на 250 учеников появилась в Черлакском районе. Для младших классов построен отдельный корпус, в нём 11 кабинетов, спортзал, библиотека с читальным залом, актовый зал и столовая. Есть площадки для занятий волейболом, баскетболом, футболом и лёгкой атлетикой.
Ученики могут активно заниматься спортом — на территории есть физкультурная зона и стадион.
Возможность заниматься исследованиями
Главная цель национального проекта «Образование» — предоставить школьникам равный доступ к знаниям, где бы они ни жили: в столице, провинции или отдалённом посёлке. Этому способствуют современные технологии. Во многих школах открылись «Точки роста», которые на высоком уровне позволяют проводить уроки биологии, химии, физики, технологии, информатики, ОБЖ. У ребят появилась возможность почувствовать себя настоящими учёными, которые занимаются исследованиями, а также готовиться к региональным, федеральным конкурсам, форумам, слётам, олимпиадам.
«Точки роста» — это проводники новых технологий, центры притяжения социокультурной жизни, цифрового, естественно-научного и гуманитарного образования. Школам, где они открылись, помогли с ремонтом помещений, там появилась современная цифровая и компьютерная техника, VR-шлемы, 3D-оборудование, тренажёры по оказанию первой медицинской помощи.
300
«Точек роста» открылось
в Омской области
с 2019 по 2023 год
Проживающие в сельских районах школьники получили равные возможности для подготовки к экзаменам, проведения опытов и исследований. У них стало больше шансов поступить в учебные заведения мечты.
Готовить проект Яне помогло оборудование «Точки роста». С этой же работой она стала лауреатом XXVI муниципальной научно-практической конференции школьников.
Углублённое изучение биологии и химии в научном обществе «Зелёные биотехнологии» «Точки роста» позволило выпускнице Розовской СОШ Яне Скрипинской поступить в Омский медицинский колледж.
Будучи школьницей она участвовала во втором этапе муниципального форума «ЭкоТРек» с проектной работой «Природные катастрофы» и во Всероссийском конкурсе исследовательских работ «Свет познания — 2023».
«На конкурсе Яна представила работу «Выращивание растений рода Pelargonium на различном субстрате», которая принесла ей диплом первой степени в номинации «Биология», — рассказала председатель комитета по образованию Татьяна Буц.
История успеха Яны Скрипинской
Не у каждого родителя есть возможность спонсировать увлечения ребёнка, нанимать репетиторов для более глубокого погружения в образовательный процесс. В рамках нацпроекта «Образование», созданного по решению президента, в Омской области в 2019—2023 году появилось пять кванториумов. Там ребята в возрасте от 10 до 18 лет бесплатно осваивают углублённую базу знаний.
Углублённое изучение технических дисциплин
Они пробуют инженерные специальности, учатся разрабатывать программы, управлять дронами. Им доступны лазерные технологии, искусственный интеллект, 3D-моделирование. В кванториумах школьники готовятся к олимпиадам, конференциям, соревнованиям, на которых занимают призовые места, становятся чемпионами. Их учат работать с проектами, они лучше усваивают учебную программу и более результативно сдают ОГЭ и ЕГЭ.
Областной кванториум появился в Омске на улице Петра Осминина в 2019 году. В следующем — 2020-м — мобильный кванториум. Это начинённая оборудованием «Газель» с прицепом, которая позволяет проводить занятия как в самой машине, так и в школах области, куда приедет технопарк. В 2021, 2022, 2023 годах в Омске на базе школ № 4, 77, 151 открылись ещё три кванториума.
В первом открывшемся в 2019 году технопарке пять квантумов: био, космо, аэро, IT, энерджи, есть зоны Hi-tech и шахматная гостиная. Приобретённый в 2020 году мобильный технопарк расширил спектр направлений технического творчества.
Кванториумы повысили доступность дополнительных направлений для детей из отдалённых населённых пунктов Омской области. Этот формат способствует формированию общего пространства дополнительного образования по научно-техническому и естественно-научному профилям.
виртуальная и дополненная реальность
информационные и геоинформационные технологии
аэротехнологии
промышленная робототехника
промышленный дизайн
Всё началось с того, что Артём посмотрел ролик, как летает квадрокоптер, и увлёкся. Он скачал на телефон игру и начал «летать». Позже узнал про кванториум и стал посещать занятия, купил необходимое оборудование, симуляторы, собрал свой первый дрон и постепенно достиг успехов. Сейчас Артём считается топ-пилотом в Омске
рассказывает наставник Владислав Томм
17-летний Артём Талюкин благодаря занятиям в кванториуме стал призёром Кубка мэра Москвы по дрон-рейсингу, гонкам небольших FPV-квадрокоптеров на специально подготовленных трассах. Одержал важную победу, заняв третье место в юниорской категории (14−17 лет), и выиграл крупный денежный приз.
Артём участвовал в соревнованиях, которые проходили в стенах кванториума, и занял два первых места — на симуляторе и по реальным полётам. Ездил в Ульяновск на чемпионат по беспилотным технологиям и стал чемпионом России по доставке груза с помощью дрона; занял первое место на соревнованиях в педагогическом университете.
В будущем Артём сможет открыть собственную школу БПЛА или стать спортсменом. Как отметил Владислав Томм, во многих городах, в том числе и в Омске, открываются федерации дронного спорта. Кванториумы открывают школьникам двери в жизнь.
Путёвка в жизнь
для Артёма Талюкина
Стать программистом или разработчиком
В рамках президентского нацпроекта в Омской области созданы центры «IT-куб», которые расширяют возможности для исследований в IT-сфере. Ребята знакомятся с программированием, разрабатывают приложения для смартфонов, планшетов, окунаются в виртуальную реальность, «начиняют» роботов полезными функциями. И главное — всё это бесплатно. «IT-кубы» помогают выявить, поддержать, развить талант, способствуют профориентации, расширению математической, информационной грамотности, формированию критического и креативного мышления.
За пять лет реализации нацпроекта «Образование» в Омской области открылись четыре таких центра: в школах № 53, 132 Омска, Калачинском лицее им. К. Д. Ушинского, Тарской школе № 3.
«IT-куб» в школе № 3, Тара
«IT-куб» в Калачинском лицее им. К. Д. Ушинского
Национальный проект «Образование» облегчил работу педагогов и расширил возможности для демонстрации материала. Учитель уже не рисует на доске и не держит в руках учебник с указкой, как раньше, а ведёт урок с помощью интерактивной панели. В большинстве школ Омской области больше нет проблем с зависающими во время занятий компьютерами, в кабинетах информатики установлена современная техника.
«Президентский национальный проект «Образование» — ключевой фактор и мощный импульс развития отраслевой системы, создания цифровой образовательной среды, современной профильной инфраструктуры. Регион получает значительную федеральную поддержку на внедрение новых образовательных технологий, появление дополнительных мест в школах и детских садах, обновление базы учебных заведений.

Реализация флагманского нацпроекта направлена на повышение уровня конкурентоспособности наших выпускников, профессионального мастерства и социального статуса педагогов. Эффективное выполнение задач, поставленных президентом в рамках нацпроекта «Образование», позволит существенно расширить возможности для развития и самореализации наших детей».
губернатор Омской области
Виталий
Хоценко
Цифровизация образования
Также обновлено мультимедийное, демонстрационное оборудование, куплены ноутбуки, МФУ, серверы, IP-камеры, источники бесперебойного питания. В 429 образовательных учреждениях внедрена цифровая среда. Всё это в совокупности расширяет доступ к образовательным ресурсам без ухода от традиционных занятий.
Педагогу больше не нужно ходить домой к ребятам, которые по тем или иным причинам не могут находиться в школе. Цифровая среда открыла возможности для тех, кто органичен в передвижении. Школьники могут находиться на связи с учителем и классом во время урока дистанционно. Благодаря этому учебная программа осваивается полностью.
За время реализации национального проекта «Образование» в 2019–2023 году материально-техническую базу обновили десять адаптивных школ:

№12, 15, 17, 19 в Омске;
Тарская, Калачинская, Шербакульская, Полтавская, Петропавловская и Красноярская школы-интернаты.
Фото: с сайта нацпроекты.рф, Вячеслава Крузмана,
Натальи Старченковой, Ильи Крылича, Е.В. Русиновой.
УЗНАЙТЕ, ЧЕМ НАЦИОНАЛЬНЫЕ
ПРОЕКТЫ ПОЛЕЗНЫ ИМЕННО ВАМ